Статьи

Русский душою

подстаканник

Подстаканники из серебра в галерее «Император»

У этого предмета особый характер и судьба, особенно, в России. Подстаканник выжил в революции, пережил не одну войну, крушение и развал всего… Это предмет боец и победитель с такой стойкостью, характером, он сохраняет себя и в наши дни, именно в традиционных формах. Как грамотно продумана конструкция, насколько совершенна! Идеальный инженерный расчёт: 6,5 см в диаметре тулово (корпус), плюс «юбочка» 1,5 см.

Точная дата появления подстаканника неизвестна, равно как и страна происхождения. Вероятно, некая посуда использовалась по принципу подстаканника с незапамятных времён, когда емкость, наполненную горячей жидкостью и успевшую сильно нагреться, помещали в деревянную или металлическую посуду большего диаметра, чтобы не обжигать пальцы. Это в дальнейшем и привело к появлению отдельного столового аксессуара – подстаканника.

Нет и единого мнения историков или культурологов о времени появления подстаканников на Руси.

Предположительно это первая четверть XIX века. В собрании Исторического музея и Государственного Эрмитажа имеются подстаканники, которые датируются 1825-1830 гг.

В истории предмета существуют свои легенды о создании и происхождении. Обо всех просто невозможно упомянуть в формате данной статьи. По одной из версий, в войну 1812 года он был создан как походное приспособление казаками атамана Платова. Мешочек с заварочкой у каждого имелся, стакан можно было найти. А держать-то горячо! Прадедушки подстаканников представляли собой накрученную на стакан проволоку, которая не давала горячему стеклу обжигать руки. Вот она – служба людям.

Существует мнение, что первые подстаканники появились в России после Русско-персидской войны 1722 – 1723 годов, их тогда привезли русские офицеры из Ирана.

Есть версия, что первый подстаканник в России появился ориентировочно в XVII веке, предположительно на Новгородчине, изготовлен был из дерева, имел украшением резной лиственный орнамент.

История возникновения подстаканника

Культура пития горячих напитков – чая и кофе – получает распространение в Европе XVII века. По аналогии с чайными церемониями стран Азии, употребление чая в Европе также напоминало ритуал, что предполагает и набор определенных аксессуаров. Питие чая широко культивируется в XVIII веке с насаждением в российском обществе Петром Первым европейских традиций и привычек.

С семнадцатого века в России активно развивается производство стекла, появляются мануфактуры, производство расширяется. Появляется массовая стеклянная дешевая посуда. А поскольку в России всегда пили ну очень горячий чай, то подстаканник быстро нашел своих почитателей.

Фарфор и фаянс дороги, а дешевый стакан с простым подстаканником – это отличное решение для любителей чая разных сословий. Подстаканники прочно вошли в обиход всех слоёв общества, акцентируя внимание на статусе хозяина.

Серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем. Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн), и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, самые разные сюжеты из жизни, литературы, истории. У них появились ножки, например, в виде желудей или орнамента, оригинальная форма — польские мастера представили парные подстаканники «На двоих».

Для представителей высшего общества подстаканники не стали банальным бытовым предметом. Знаменитые ювелиры Пётр Хлебников, Павел Овчинников, Иван Футикин, Павел Сазиков, Густав Клингерт, Карл Фаберже изготавливали потрясающие подстаканники из драгоценных материалов, с изысканной отделкой, оригинальными, филигранно выполненными рисунками, в том числе, и по заказу императорской семьи.

После революции 1917 года многие предметы буржуазного быта были заклеймены позором, в их число попал и всеми любимый подстаканник, производство временно прекратилось.

Но стакан с горячим чаем одинаково обжигал руки и пламенным революционерам, и нежным барышням. Потому металлическую подставку для защиты рук довольно быстро вернули в обиход. А расцвет сталинского ампира? Как его представить без подстаканника? И советские чиновники любили пить чай.

Мягкое зеленое сукно, уютный свет лампы, строгое кресло и стакан с чаем, разумеется, в подстаканнике (не может пламенный революционер пить чай из нежного фарфора). А чтобы советского служащего не обвинили в приверженности к буржуазии, подстаканник должен быть «идеологически выдержанным»: исчезли амуры и пасхальные сцены, им на смену пришли серп и молот, рабочий и крестьянка, первый трактор, матрос, штурмующий Зимний, портреты вождей пролетариата.

Развивается советская промышленность и подстаканники производят не только из латуни, а из нержавеющей стали, алюминия и роскошного мельхиора. С 30-х годов XX века подстаканник стал своеобразным “зеркалом” событий, которые происходили в СССР: первый трактор заменил первый спутник и первый космонавт, и советский мирный атом. Появились целые серии: военные полководцы и герои войны, герои сказок Пушкина и басен Крылова, всесоюзные здравницы и памятники архитектуры.

Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период конца 40-х – начала 70-х годов. Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинк» (МНЦ) с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки.

В советское время продолжили выпуск и серебряных подстаканников. Например, Великоустюгский завод «Северная чернь» выпускал столовое серебро, в том числе, и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся ещё в XVIII веке, возрождённая в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением.

Наиболее крупным производством по изготовлению подстаканников был завод по изготовлению посуды и предметов обихода, расположенный в Кольчугино Владимирской области. Город назван в честь основателя – Александра Кольчугина. Завод входил в металлургическую мануфактуру. Производство продолжает работать в настоящее время.

В 60-е годы в моду вошла синтетика и пластмасса, в таком окружении подстаканник смотрелся несколько странно и даже вычурно, и постепенно стал раритетом, сувениром, оригинальным подарком, гордостью чьей-то коллекции.

А потом и вовсе этот жанр исчез. Ушел подстаканник. В обиходе его уже почти и не встретишь. Впрочем, осталась ещё территория, где он жив-живёхонек, – это поезда дальнего следования. Стакан в подстаканнике непременно ассоциируется с дорогой, с особым ритмом железнодорожного путешествия, купейного созерцания. Такая вполне идиллическая картинка: мелькают за окном станции, полустанки, леса и перелески, реки и речушки, постукивают колеса и позвякивает ложечка в стакане с подстаканником…

Современные подстаканники имеют широкий спектр – от штамповок из простых материалов до авторских и высокохудожественных работ. Авторские несут в себе заряд эксклюзивности и современных тенденций – золото и драгоценные камни, серебро и резьба, портреты глав государства, памятные знаки и государственная символика, интересные варианты, например, подстаканники в стиле стимпанк.

Наша коллекция серебра для чая и кофе

Посмотрите наш сайт и порадуйте себя или дорогих вам людей оригинальным подарком из серебра. Кстати, есть и тонкостенный фарфор, и стаканы хрустальные и тонкостенные для пития кофе и чая.

В галерее «Император» можно купить редкий экземпляр, изготовленный в 1880 году, на Лиговке серебряных дел мастером Моисеем Ивановичем Ивановым (1816-1893). Клеймо №1314 по справочнику Постниковой-Лосевой (М. М. Постникова-Лосева «Cправочник по русским клеймам на серебре и золоте»).

Также есть уникальный кофейный серебряный набор с миниатюрными подстаканниками и сахарницей на прямоугольном подносе из Египта.

У нас на сайте представлены не только антикварные и винтажные серебряные подстаканники, но и предметы из серебра для сервировки и подачи чая и кофе: заварочные и доливочные чайники, подносы, чайные ситечки и заварочные ложки, десертные наборы, конфетницы и сахарницы, и всевозможные ложечки.

Сейчас мало кто пьет чай с подстаканником. Они все больше становятся предметом коллекционирования или семейной реликвией. А жаль… Чай – это не кока-кола. Его нужно правильно подавать.

 

Не выпить ли нам, уважаемые господа, чаю? И не из пластикового стаканчика или толстостенной кружки, а из хрустального стакана (если нет хрустального – то из хорошего тонкостенного), и с серебряной ложечкой. Да чтобы стакан уютно сидел в добротном серебряном подстаканнике. Вы удивитесь, но это будет совсем другой чай…