Статьи

Рококо: изощрениям нет предела

Визитной карточкой рококо является рокайль — завиток в форме раковины, который был неотъемлемым элементом этого стиля. Именно от рокайля и происходит название рококо. Этот архитектурный и интерьерный стиль был популярен в XVIII веке наряду с барокко и классицизмом.

Рококо и барокко часто путают между собой: во-первых, по созвучию названий, во-вторых по одному общему признаку — обилие излишних декораций. Но барокко — это дворцовый стиль с королевским размахом: целые ансамбли с парками и площадями. Рококо же считается камерным стилем.

Символично, что на одной из первых картин, в которой искусствоведы однозначно признают все характерные черты стиля рококо, — вывеске для лавки Жерсена, написанной Антуаном Вато, изображено как со стены снимают портрет Людовика XIV — короля, придворная мода при котором и была воплощением барокко. Это даже не картина, это вывеска (размером 1,68×3 метра) для магазина, торгующего произведениями искусства. В этой картине символично всё: сюжет, даже не сюжет, а всего лишь один из его элементов, показывает смену моды, сугубо практическое предназначение символизирует смену вектора — власть и церковь больше не являются единственным заказчиком и законодателем в искусстве, которое теперь ориентируется на потребности пусть и обеспеченных, но более простых (по сравнению с королевским происхождением) людей — богатой знати и буржуазии. А цветовое решение, использованное при написании этой вывески стало эталонным для рококо — никаких ярких контрастов, спокойные пастельные тона.

Вместо дворцовых ансамблей, парков и площадей, где барокко слепило глаза своей роскошью и властвовал строгий классицизм со своим сводом правил, рококо, как архитектурное направление, царствует при строительстве частных домов. Можно сказать, это первый стиль для обычных людей.

В оформлении интерьера главная цель рококо — комфорт и наслаждение. За это его иногда называют будуарным стилем. Одна из отличительных черт рококо — это удобная мягкая мебель: комфортные кушетки, кресла кабриоль, стулья с мягкой обивкой не только на сидениях, но и на спинках.

Также в интерьере обязательно присутствовали изящные статуэтки, как правило, это были композиции с любовным сюжетом. Вообще, рококо отличался фривольностью и даже чересчур смелой для своего времени эротичностью. Одну из картин в стиле рококо критики называют «самым долгим поцелуем в истории живописи». Это «Геркулес и Омфала» Франсуа Буше — одного из ярчайших представителей рококо в художественном искусстве. Чрезмерная страстность и обязательный эротический подтекст в любом сюжете — ещё одна причина, по которой рококо называют будуарным стилем.

Говоря о рококо стоит упомянуть шинуазри — китайский стиль. Китайские мотивы использовались в живописи, в декоративном украшении интерьера, строились даже дома в манере китайской архитектуры. С одной стороны, это отдельный самостоятельный стиль в искусстве, но большинство из искусствоведов считают его течением внутри рококо.

Вот таков стиль рококо — кокетливый, причудливый, но изящный и галантный.